PostHeaderIcon Распознавание сколиоза (Часть I)

загрузка...

Распознавание сколиоза чрезвычайно важно в самом начале его развития, так как только раннее систематическое его лечение может предупредить прогрессирование искривления.
Постоянное изучение и наблюдение за физическим развитием ребенка со стороны врача-педиатра, школьного врача и врача по лечебной гимнастике, а также своевременное направление ребенка к специалисту-ортопеду является обязательным. Обследование при сколиозе проводится в положении больного сидя, стоя, лежа. В положении сидя определяется положение таза, измеряется степень поясничного лордоза позвоночника, боковое отклонение туловища и боковое искривление позвоночника, его длина (от VII шейного позвонка до крестца). В положении стоя измеряется длина нижних конечностей, определяется наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, изучается изменение лордоза, определяется степень подвижности поясничного отдела позвоночника. Измеряется кифоз, степень отклонения туловища и бокового искривления позвоночника, сопоставляются треугольники талии, определяется положение лопаток и надплечий. Изгиб позвоночника определяется клинически по остистым отросткам.
При наличии сколиоза одно плечо стоит выше другого, лопатка на вогнутой стороне искривления расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. При сколиозе I степени удаётся отметить паравертебральную асимметрию, а при сколиозе II и III степени — реберный горб.
Измеряется расстояние от вершины остистого отростка VII шейного позвонка до верхне-внутреннего угла лопатки спра-на и слева. Спереди определяется положение мечевидного отростка грудины, ее положение, наличие переднего реберного гор- ба, отклонение пупка от средней линии, положение передне-верх ней ости справа и слева. При потягивании за голову устанавливается степень стабильности деформации. В положении больного лежа на спине исследуют функциональное состояние мышц жи-вота, косых мышц туловища, в положении лежа на животе — степень коррекции первичных и компенсаторных дуг искривления.
Рентгенография позвоночника проводится обязательно в двух проекциях в положении больного лежа и стоя. По профильному снимку позвоночника устанавливается наличие костных аномалий развития позвоночника. Для определения угла искривления среди опубликованных способов самое широкое распространение получила методика Кобба и Фергюссона. По Коббу, на фасной рентгенограмме у основания нейтральных позвонков проводятся две линии, параллельные плоскостям их. К проведенным линиям опускается перпендикуляр. Образованный на месте перпендикуляров угол составляет величину искривления в градусах.
По методике Фергюссона используются три позвонка: один — в области вершины искривления и по одному нижнему и верхнему нейтральному позвонку; по последним и устанавливается геометрический угол искривления.
Среди всех боковых деформаций позвоночника группа рахитических сколиозов является частой; по данным М. О. Фридланда, она составляет 50%. Развитие рахитического сколиоза обусловлено изменениями, наступающими в зоне обызвествления апофизов тел позвонков. Возникает остеопороз тел позвонков. Под влиянием нагрузки усиливается физиологическая кривизна грудного отдела позвоночника (кифоз) и поясничный лордоз.
Как следствие присущей рахиту мышечной слабости, неправильного ношения ребенка на руках, неправильного сидения наступает угнетение роста тел позвонков на одной стороне, торсия позвонков, деформация их тел на вершине искривления. Чаще всего возникает искривление позвоночника с выпуклостью влево. Обнаруживается рахитический сколиоз на 2—3-м году жизни ребенка. Диагноз не вызывает сомнения, если имеются признаки рахита. Рентгенологически исключается врожденный сколиоз.
У детей более старшего возраста с неполноценным мышечно-связочным аппаратом и вялой мускулатурой, что нередко обусловлено перенесенными инфекциями, при наличии вредных
статических моментов развиваются так называемые привычные сколиозы. Они нередко возникают в школьном возрасте и характеризуются нерезкими искривлениями в отличие от рахитических.
Статическим моментом, способствующим неравномерной нагрузке на позвоночник на фоне ослабленной мускулатуры, является длительное сидение (например, за партой, пианино). При слабой мускулатуре ребенку трудно удерживать правильную осанку, он облегчает сидение наклоном в одну сторону, а это ведет к неравномерной нагрузке грудных и поясничных позвонков. Так вырабатывается неправильная привычка удерживать тело и развивается сколиоз. Раньше такую деформацию называли «школьным сколиозом», однако этот термин в настоящее время оставлен, так как при обследовании оказалось, что дети уже приходят в школу с боковыми искривлениями позвоночника. Омбредан справедливо высказывал сомнение в том, что школьные занятия являются причиной сколиоза. «Мы скорее думаем, что дети принимают неправильные положения тела потому, что их позвоночник уже искривлен» (1925).
Парты, несоразмерные росту ребенка, постоянное ношение портфеля в одной руке, несомненно, играют роль в развитии привычного сколиоза у детей, у которых уже имеется искривление или если они предрасположены к нему из-за слабости мышц. Именно поэтому школьные врачи должны внимательно наблюдать за ростом и развитием таких детей: правильной осанкой их во время занятий и соответствием роста и размера парты.
Для предупреждения привычно неправильной позы таких детей следует время от времени пересаживать на другие парты, меняя освещение рабочего места и положение учащегося по отношению к доске, следить за ношением школьного ранца.
Паралитический сколиоз — тяжелое последствие распространенного поражения спинного мозга при полиомиелите. Он может возникать, начиная с острой стадии заболевания, но чаще всего на первом году восстановительного периода вследствие нарушения мышечного равновесия в результате выпадения функции отдельных групп мышц. В основе этой формы сколиоза лежат также нейротрофические изменения в позвоночнике, связочном аппарате, а также неправильная статическая нагрузка.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.

Объявления
загрузка...